В прошлом году мы уже писали про проект художника-монументалиста Валерии Лошак: вместе с командой помощников она устраивает в больницах исоциальных учреждениях мастер-классы для тех, кто хочет попробовать себя в качестве живописца. Взрослые и дети пишут одну общую на всех картину на большом холсте—не только приобретают первичные навыки работы с кистью, но исоздают готовые произведения, некоторые из них после украшают стены всё тех же больниц. Но возможность стать соавтором большого художественного полотна есть у любого ребенка— необязательно для этого попадать в больницу. Каждый понедельник по вечерам студия Валерии Лошак открыта для детей—можно прийти исовершенно бесплатно превратиться в маленького художника.
Ежата заболели
Сегодня гостям студии вдвойне повезло, ведь они станут авторами иллюстраций к волшебной сказке. Не каждый раз выпадает такая удача!
***
Незаметно подошли к концу летние дни. Вскоре наступила дождливая осень, а за ней длинная снежная зима. В своем теплом уютном домике белочка неторопливо ела свое малиновое варенье и безмятежно вышивала. Как вдруг однажды вечером кто-то постучался к ней в дверь. Белка потянула за небольшой крючок и открыла её. На пороге, весь в снегу, стоял запыхавшийся еж.
— Белка, милая соседка, выручай, наши малыши заболели, чем мы их только с мамой ежихой не лечили. И горячим молоком, и супом из белых грибов, и морсом из сушеных яблок. Ничего не помогает, температура не падает и кашель не проходит. Может быть, твое чудесное малиновое варенье поможет?
— Проходи скорее в дом, милый еж, я угощу тебя горячим ягодным чаем, а то ты весь продрог, и принесу варенье.
Валерия Лошак — член Союза художников России и Санкт-Петербургского союза дизайнеров, лауреат молодежной премии правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства, трижды лауреат стипендии министерства культуры, основатель Творческой студии Валерии Лошак и БФ «Мы рисуем».
Большой холст
Это отрывок из рассказа «Малиновое варенье» детской писательницы Таисии Бартовой-Грозовской. «Малиновое варенье» только готовится к публикации: это одна из историй сборника «Лесные рассказы». Сегодня в студии Валерии Лошак происходит очень важное для автора событие — дети под руководством художников рисуют обложку для будущей книги.
— Полина, попробуй все-таки побольше белого.
— Ууу, опять белый!
— Не переживай, в следующий раз нарисуешь ярко, без белил!
— В следующий раз я хочу рисовать черного кота!
Полина не любит белила — предпочитает неразбавленные цвета. Но сегодня она рисует куницу, оттенки её шерстки колеблются от белого до светло-коричневого, яркими и броскими цветами этого зверя не изобразить.
Ребята рисуют на двух полотнах размерами два на два метра. Вскоре на одном мы увидим полянку с зарослями малины, заботливо собираемой обитателями леса, а на другом — настоящий пикник лесных зверей, угощения для которого были приготовлены главной героиней рассказа «Малиновое варенье» — белочкой, живущей в дупле высокой душистой сосны. Контуры зверят уже заранее намечены Валерией Лошак и её помощниками, однако же, как говорит художница, дети не только раскрашивают животных, а могут по своему усмотрению менять или дополнять рисунок.
— Вместо одной ягодки изобразить, например, целый малиновый куст! — говорит Валерия. — Пририсовать детали к одежде зверят или даже «посадить» в лесу новые деревца.
***
Не успев договорить, белка скрылась в дупле. Через пару минут на полянке не было свободного места. Все приглашенные прибыли вовремя: семейство ежиков, зайцы, бобр, полевая мышка, лягушка, малиновка, старая сова, крот, суслик, олененок, куница с малышами, большой лось.
Для большего погружения в процесс взрослые прочли детям сказку по ролям.
Мишка косолапый
Таисия Бартова-Грозовская — супруга протоиерея Андрея Грозовского, клирика Николо-Богоявленского собораа. Этот храм и стал «местом встречи» трех взрослых участников сегодняшнего действа: Валерии, Таисии и Екатерины Старателевой, актрисы БДТ. Перед тем как дети взяли в руки кисточки и принялись рисовать, Таисия с Екатериной прочитали им сказку «Малиновое варенье» по ролям.
— Когда дети послушают сказку, они уже по другому смотрят на предстоящую работу, — говорит Екатерина. — Теперь лесные зверята для них не просто безликие персонажи картины, а живые, каждый со своим характером, герои. К таким героям сразу проникаешься симпатией.
Сын Таисии Бартовой-Грозовской Витя тоже приехал сегодня вместе с мамой в студию к Валерии Лошак. Он совсем еще маленький, но героя себе выбрал самого большого — медведя.
— Люблю мишек, — с готовностью рассказывает Витя, — и рисовать, и настоящих тоже люблю! Винни-Пух мне очень нравится, он любит мед.
— А твой мишка похож на Винни-Пуха? — спрашиваю мальчика.
— Похож, только тот без комбинезона.
Но на самом деле, в отличие от персонажа Милна, мишка Таисии Бартовой-Грозовской любит лакомиться малиновым вареньем, а не медом. Вернее, белочка, главная героиня рассказа, приносит ему баночку сладкого ягодного лакомства, дабы косолапый мог спокойно заснуть в своей берлоге. Остальных персонажей сказки — семью ежей, бобра и зайца — белочка также спасает своим чудесным вареньем: кого от простуды, кого от бессонницы.
***
— Почему ты не спишь и что у тебя болит?
— Не сплю, потому что живот урччит. Вот бы сейчас чего-нибудь сладенького отведать. Весь мед я съел, и остались только шишки и лесная трава. Но от такой еды я не засну.
— А хочешь, я тебе помогу?
— Да, хочу. Ты поможешь мне выбраться из берлоги, а я принесу тебе корзинку малинового варенья!
Часть картины «Ноев ковчег», созданной учениками Валерии Лошак.
Соавторство с читателями
— Я как писатель очень внимательна к иллюстрированию своих книг, — говорить Таисия Бартова-Грозовская. — Такого, чтобы дети рисовали обложку, в моей практике еще не было.
В 2012 году у Таисии вышла книга про филина Мудрика, обитателя чердака Публичной библиотеки, который вместе с котом Елисеем из Елисеевского магазина, придворным воробьем Пижоном и монастырским голубем Говоруном путешествует по Невскому проспекту, рассказывая юным читателям о достопримечательностях и истории главной магистрали города. Осенью готовится к выходу продолжение этой книги. Но, как и в прошлый раз, иллюстрировать книгу будут профессиональные художники.
— Поэтому сегодняшний опыт для меня уникален, — говорит Таисия, — получается соавторство с будущими читателями. Пройдитесь по галерее, вы увидите, какие работы получаются у детей на больших холстах. Думаю, наша обложка выйдет очень живой, яркой. Сборник «Лесные рассказы» отличается от моих предыдущих книг: здесь я не пытаюсь чему-то научить детей, рассказать им что-то помимо самой истории. Просто добрая сказка, мир лесных зверей, в котором, как в мире людей, оказываются важны взаимопомощь, выручка, доброта, отзывчивость.
Как тебе такое?
— Ты разве не знаешь, кто такой Илон Маск?
— Вроде слышал, папа что-то рассказывал… А, он создал автомобиль Tesla!
— А что такое Cybertrack, знаешь?
— Не-е-ет.
— Если бы ты играл в Mad City, то знал бы, что такое Cybertrack.
— Наверное, одна из «Тесл»?
Что еще обсуждать мальчишкам во время работы, как не компьютерные игры и автомобили? Это никак не мешает им внимательно относиться к своему труду. Саша, например, работает сегодня над медведем (маленький Витя разрисовывал медведя на полотне «Пикник», а Саша работает над косолапым на полотне «Сбор ягод»). Он уже третий год посещает занятия в студии Валерии Лошак на платной основе, что совершенно не останавливает его от того, чтобы прийти сюда еще и на бесплатный мастер-класс в понедельник. Двери-то открыты для всех желающих, а он желает. Тем более, что в студии у Саши много закадычных друзей, с которыми, когда устанешь держать в руках кисть, можно всегда погонять в мяч — прямо здесь, по паркету. Почему бы и нет? Места всем хватит.
— Захар, а давай сделаем поконтрастнее ягодки! У тебя очень красивые розовые малинки, теперь можно добавить еще бордового, — Валерия подходит к маленькому Захару. — Давай?
— Давайте, — угрюмо отвечает Захар.
— На самом деле, Захар очень разговорчивый мальчик и большой молодец, просто вас стесняется, — поясняет Валерия. — Захар, а что тебе больше всего нравится в живописи?
— Просто рисовать нравится, — не поворачивая головы, говорит Захар.
Маленькая Инесса готовится приступить к созданию своего первого шедевра.
Для самых маленьких
А вот Инесса, ей почти четыре года, пришла в студию впервые.
— Она долго готовилась, очень сильно переживала, — рассказывают родные Инессы. — И вот наконец мы здесь.
Как будто зная о сегодняшней гостье, Инессу ждал нераскрашенным большой гриб на лесной полянке.
— Давай сделаем его мухомором, — предлагает Валерия, — бери краски!
Девочке дают масло, и она делает свой первый неуверенный мазок.
— Давай, смелее, главное — не бояться.
Второй мазок уже более уверенный.
— Вот как здорово у тебя получается!
Всё, Инесса с головой ушла в процесс, похоже, что оторвать её от картины теперь будет непросто. Устав сидеть, она ложится прямо на пол — грибок-то нарисован у самого нижнего края полотна, так что работать над ним можно и лежа.
Ответственность за композицию
— Безусловно, когда пишем картины, мы несем ответственность за композицию, — говорит Валерия Лошак, — ведь картину увидят люди: многие наши работы украшают стены больниц, социальных учреждений. Мы не контролируем детей, лишь слегка направляем их, сами они могут и изменять рисунок, дополнять, убирать. Но самое главное, что дети пишут! Вот, скажем, лось. Смотрите, какие шикарные оттенки нашла Лиза, каким она увидела лося. Совершенно невероятно! Да на любого персонажа взгляните — у каждого ребенка свой стиль.
В прошлому году Лиза поступила в художественную школу, заняв второе место среди шестидесяти других школьников. Однако ж заниматься там не стала — вернулась обратно в студию.
В «широком формате» — на большом полотне — детям намного легче раскрепоститься и дать волю творчеству, чем на холсте меньших размеров. На большом полотне дети чувствуют, что границ не существует, что здесь невозможно выйти за рамки. Весь холст — твой.
Целевая аудитория проекта — дети в возрасте от трех с половиной до одиннадцати лет, то есть вплоть до подросткового возраста.
— Мы чувствуем их отдачу, чувствуем, как ребята впитывают информацию. В подростковом возрасте характеры уже сформированы, с подростками нужно работать немного по-другому, — говорит Валерия Лошак.
Витя, сын Таисии Бартовой-Грозовской, никогда не был большим любителем порисовать. Дома на карандаши и краски он смотрел со скукой.
— В студию к Валерии сына я привела после Нового года, — говорит Таисия, — и когда мы вышли после первого пробного мастер-класса, Витя спросил меня: «Мама, а когда еще?». Я считаю, что это талант — увлечь ребенка творчеством. Дети создают яркую, сочную, свободную и при этом полноценную картину.
***
— Что это ты там бормочешь? — ворчливо произнес кто-то сзади.
Белка обернулась и увидела бобра в белом колпачке и зеленом бархатном халате.
— Ой, бобр, я тебя разбудила?
— Просто я вышел подышать ночным свежим воздухом, что-то мне не спится, так хочется чего-нибудь сладенького.
— Сладенького? Будет тебе сладенькое! Только бобр, слушай, такое дело. У тебя санки есть?
— Санки? Надо поискать!
Стало скучно, решили стать волшебниками
Среди сегодняшних ребят — не только «коллеги» Валерии Лошак, не только начинающие художники. Есть тут и будущие писатели. Хотя почему будущие? Девочка Полина уже написала свою первую книгу (а может, и не первую?). Книга, как водится, о путешествии, главные её герои — девочка Энни и собачка Туся. Отрывок этой приключенческой повести мне случайно удалось услышать, когда Полина делилась им со своей напарницей по холсту.
— А потом им стало скучно, и они отправились в темное помещение, — Полина решает, что стоит добавить еще несколько мазков, но не кистью, а пальцем, и окунает его в краску на палитре. — Там ей стало страшно, и она упала в обморок. После этого им стало скучно, и они решили стать волшебниками.
Может быть, когда-нибудь Валерии Лошак с учениками доведется создавать иллюстрации для сборника сказок Полины?
***
— Не переживай. Отдохни. Я принесла волшебное варенье. Оно быстро поставит твоих малышей на их маленькие чудесные ножки. Каждый час давай малышам по две ложечки малинового и облепихового варенья и завари чаю. Через день-два они будут совершенно здоровы. А мне пора, уж очень поздно. До скорого!
Оригинал статьи на сайте журнала «Вода Живая»: http://aquaviva.ru/journal/maslo_kist_malinovoe_varene
Журнал: № 5 (май) 2020
Автор: Евгений Перевалов
Фотограф: Станислав Марченко
Опубликовано: 25 мая 2020